К. А. Елистратова. Использование аудио- и видеоматериалов на мультисредовых уроках литературы (на материале изучения произведения «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери)
К.
А. Елистратова
(Санкт-Петербург)
Использование аудио- и видеоматериалов на
мультисредовых уроках литературы (на материале изучения произведения «Маленький
принц» А. де Сент-Экзюпери)
Курс литературы в 7-ом классе составляет второй концентр в
изучении этого предмета и продолжает
первый (5-й и 6-й классы). Именно к
седьмому классу качественно обогащается чтение учащихся. В этом возрасте
появляются большие возможности осмысления литературного текста, осознания
позиции автора. В то же время можно рассчитывать на то, что именно в этом
классе более осознанно формируются умения выразительного чтения, пересказа,
создания собственного рассказа, более активно приобретаются знания о жизни и
творчестве писателя, его времени, особенностях его стиля.
Темы и проблемы, поднимаемые авторами в
художественных произведениях, включенных в учебник 7-го класса, – это вечные проблемы человечества: смысл жизни в
представлении литературных героев и писателей; сопоставление героев, ищущих
смысл жизни (Маленький принц, Сильвио и т.д.) и не задумывающихся об этом (Иван
Иванович и Иван Никифорович, герои сказок Салтыкова-Щедрина, рассказов
Зощенко); размышление над тем, к какому типу можно отнести Геракла, а к какому
– Прометея и пр. [2, с. 5].
Без отклика детей на богатый мир художественного произведения, без их
причастности к культурному контексту невозможно качественно организовать
учебный процесс. Одним из эффективных способов решения проблемы полноценного
восприятия произведения является организация взаимодействия читательской и иных
видов деятельности на мультисредовых уроках литературы, то есть обращение к
изобразительному, музыкальному, театральному искусству и кино. К тому же, ни
одно серьезное классическое произведение не может быть освоено современным
обществом и школьниками, если оно не адаптировано экраном. Молодое поколение не
мыслит себя без компьютера. Поэтому современный урок должен использовать
мультимедийные возможности. И в этом смысле неэффективно отказываться от
использования кинематографа, анимации, музыки при изучении отечественной и
мировой классики, ибо это может стать качественным дополнением, фоном,
своеобразным иллюстративным материалом и, прежде всего, поможет визуализировать
образы персонажей. Традиционный для методики путь от словесного произведения к
его кино-, аудио- или театральной интерпретации сегодня не даёт желаемого
результата, поскольку из цепочки выпадает основное, первое звено – чтение. Но
вполне реально превратить кинематограф и музыку из соперников литературы в её
союзников.
Покажем, как организуется читательская и
зрительская деятельность на уроках в 7-м классе на примере новеллы-сказки
«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.
В 7-ом классе при изучении новеллы-сказки
«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери урок можно начать со знакомства с
экранизацией литературного произведения как одной из его интерпретаций. К тому
же, анимация и кинематограф в этом плане дают широкий выбор: «Маленький принц»
(фильм, Арунас Жебрюнас, 1966); «Маленький принц» (фильм, Стэнли Донен, 1974);
«Маленький принц» (м/ф., Уилл Винтон, 1974); «Приключения Маленького принца»
(мультсериал, Франклин Кофод, 1978–1980); «Маленький принц» (фильм, Андрей
Росс, «Авантес», 1993); «Маленький принц» (мюзикл, Риккардо Коччанте, 2002);
«Легенда песков» (авторский фильм, Евгений Дядюля, 2010). Однако мы советуем
остановиться на песочной анимации Елены Храмовой «Маленький принц» (ТРК
Альтаир-ТВ).
Итак, независимо от того, успели дети
прочитать сказку А. де Сент-Экзюпери или нет, на уроке смотрим анимационный
фильм Е. Храмовой. Перед просмотром спрашиваем, знают ли ребята сказку про
Маленького принца и видели ли фильмы или мультфильмы по сказке. Если для
просмотра выбирается полнометражный художественный фильм по сказке А. де
Сент-Экзюпери, то на его просмотр нужно отвести часы внеурочного времени.
Анимация занимает не так много времени. Первые впечатления от кинофильма дети
высказывают после просмотра. Поскольку многим сказка знакома с раннего детства,
то перечитывать её многие не считают необходимым. Поэтому сразу же даём задание
установить степень соответствия анимации
литературному произведению, своё решение обосновать примерами.
Следующий этап – обсуждение увиденного.
Оно проходит как сопоставление анимации и сказки А. де Сент-Экзюпери. Вопросы
для обсуждения: 1) Понравилась ли вам анимация? 2) Какие эпизоды запомнились?
3) Когда больше всего переживали и волновались? За кого? 4) Когда улыбались?
Над кем или чем? Почему? Ответы детей на эти вопросы помогут учителю выявить
эмоциональные доминанты в восприятии анимации, а детям «прокрутить» основные
эпизоды анимационного фильма в воображении, вспоминая в процессе обмена
мнениями «стёршиеся» детали; 5) Похожа ли анимация на сказку? Что общего у
анимации со сказкой? Далее предлагаем детям восстановить фабулу сказки и
анимации, то есть кратко пересказать произведения, сохранив только самое
главное.
Небольшой ролик (он длится 9 минут) позволит
учащимся восстановить сюжетную линию, выявить соответствие между эпизодами
текста и анимационными кадрами. Анимация позволит сравнить литературное произведение и его экранизацию в
целом. При этом мы не анализируем анимационный фильм в деталях, не
останавливаемся на визуальном воплощении образов персонажей, даже на позиции
режиссёра. Наша задача – показать детям, что в основе экранизации –
литературное произведение и сценарий, созданный на его основе, и что
экранизация и её первоисточник порой значительно отличаются друг от друга. В
результате школьники убеждаются в том, что фабула сказки осталась в анимации
без существенных изменений. Что же тогда отличает анимационный фильм от сказки?
Сопоставление литературного текста с его анимационным воплощением
осуществляется как смена видов деятельности – перечитывание текста эпизода, его
просмотр и обсуждение. На этом этапе мы пытаемся понять, почему некоторые
эпизоды вообще не вошли в анимационный фильм. Дети вспоминают их и перечитывают
(можно провести конкурс: кто лучше помнит текст и анимацию).
Музыка также способна в очень большой
степени углубить, усилить воздействие литературных произведений – сказанное
относится как к инструментальной, так и к вокальной музыке. В отношении же
вокальной музыки хорошо известно, что спетое слово в определённом смысле более
эмоционально, чем слово сказанное. Применительно к «Маленькому принцу» А. де
Сент-Экзюпери здесь также имеется широкий выбор. Для иллюстрации эпизодов
анимации можно прослушать тексты Татьяны Алешиной «Песня Лиса» (к тому же в
анимации линия «Маленький принц – Лис» проблематизирована и рассмотрена более
подробно: «…и с каждым новым своим появленьем / немного ближе ко мне подходи»:
эпизод анимации, где Принц трижды приходит к Лису, каждый раз на малую долю
сближая расстояние между ними, и лишь на третий раз они вместе сидят на холме).
Кроме того, в качестве вокальной
иллюстрации к мультипликационной анимации может быть использована песня Елены
Камбуровой «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева из к/ф.
«Пассажир с «Экватора», 1968). Работу с аудиоматериалами следует строить по
такому же принципу, как и с видеоматериалами – сопоставление текста
литературного произведения с его песенным воплощением: анализ запечатленного песней
эпизода, его словесная визуализация и обсуждение. Подобная многоформатная
трактовка литературного произведения (в синтезе с другими видами искусств)
способна образовывать неожиданные новые качества, которые порой настолько
впечатляющи (и для учащихся, и для самого учителя), что просто не могут быть
игнорированы в учебном процессе: таким способом можно глубже и полнее
воспринять литературный текст.
Кроме того, учитывая тот факт, что тема
Маленького принца в современной культуре фактически лейтмотивизирована, в
качестве домашнего задания учащимся может быть предложено задание по поиску
этого лейтмотива в различных сферах современной культуры: балеты, фильмы,
мультфильмы, мюзиклы с подобным названием, а также различные песенные тексты
современной эстрады (ср. альбом «Маленький принц» (1980) рок-группы «Машина
времени»; песня Александра Дольского «Маленький принц»; песня «Маленький принц»
группы «Otto Dix», строки из песни «Никогда» группы «Fleur» «Расскажи мне о
смерти, мой Маленький принц…»); создание проекта-презентации по теме «Маленький
принц сегодня», где учащимися будет проведен сопоставительный анализ эпизодов
текста-прототипа и его вторичных репрезентаций.
Опыт показывает, что использование аудио-
и видеоматериалов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к
классической литературе. Использование материалов современной культуры разного
формата в качестве средств визуализации оживляет образы книг и будет способствовать
активному вовлечению учащихся в образовательный процесс. В результате интерес к литературе повышается, а
литературное развитие школьников протекает интенсивнее.
Список литературы
1.
Грачёв
Р. Антуан де Сент-Экзюпери // Писатели Франции / под ред. Е. Г. Эткинда. М.,
1964. С. 661–667.
2.
Маранцман
В. Г., Белова А. В., Гуйс И. Н. Литература. Методические рекомендации. 7 класс.
М., 2011.
3.
Официальный
сайт «Маленького принца» в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lepetitprince.ru/ (Дата обращения:
01.03.2020)
Ксения Александровна, спасибо за доклад. Абсолютно согласна, что в современной школе на уроках литературы нужно использовать. видео, аудио.
ОтветитьУдалитьУ меня возник вопрос по поводу домашнего задания ученикам. Учителя часто именно так формулируют задание, то есть абстрактно: найти в современных произведениях тему, лейтмотив. У меня дочь как раз учится в 7 классе. Такое неконкретное задание заставляет учеников обращаться либо к Википедии, либо к родителям. Все заканчивается (из опыта нашего класса) тем, что родители создают проект или иной продукт домашнего задания. осуществляют поиск. Как Вы думаете, может быть, стоит учитывать культурный багаж учеников 7 класса и возможности их поисковой активности и: 1) конкретно расписывать путь поиска, 2) формулировать конкретное задание или расписывать этапы выполнения задания.
Ведь даже для студентов вузов мы создаем "путь" поиска, расписываем подробно этапы деятельности, то есть учим. Такие подробные инструкции к домашнему заданию ученика будут иметь смысл учебный. Учителя же часто говорят о творчестве учеников, поэтому -де не даем подробных инструкций. В этой связи вспоминаю труд Л.В. Выготского о детском воображении и творчестве, который писал о том, что творчество будет там, где есть богатый багаж.
В итоге: Ксения Александровна, домашнее задание ученикам вы формулируете так, как это обозначено в докладе? или Вы сторонник подробных инструкций, конкретных заданий? Указываете ли Вы КАК искать, ГДЕ искать?
Спасибо за актуальную тему (особенно для родителей школьников).
С уважением,
Вигерина Людмила Ивановна