В. В. Волков. Лексемы либерал и либеральный в поэзии П. А. Вяземского (рассыпанный «антилиберальный» цикл)
В. В. Волков
(г. Тверь)
Лексемы либерал
и либеральный в поэзии П. А.
Вяземского
(рассыпанный «антилиберальный» цикл)
По энциклопедическому определению, либерализм
– «социально-политическое учение и общественное движение, провозглашающее
самодостаточную ценность свободы индивида в экономической, политической и др.
сферах жизни общества» [3, с. 164].
Академическая лексикография ни в сущ. либерализм,
ни в однокоренных либерал, либерализация,
либерализовать, либеральный языковых оценочных коннотаций не усматривает
(см., например: [18, с. 537–538]).
Очевидный для носителей русского языка оценочный флёр этих слов – изначально
мелиоративный, органично фундирующийся ключевым смыслом «свобода человека от
социально-политических форм контроля со стороны государства» [18, с. 538]. Однако на рубеже XX–XXI веков выяснилось, что либерализм в его практической
реализации хорош лишь до тех пор, пока отдельные люди либо общественные
движения и партии не начинают переступать некоторые неписаные границы
свободы, пока либерализм не превращается в ультралиберализм.
Как мы уже отмечали ранее [6, с. 82–83], своеобразное
предостережение об опасности развития процессов либерализации до опасного предела содержится уже в латинском
этимоне прилагательного liber, в его семантическом
развитии от исходного значения к производным, ср.: liber ‘свободный, вольный, независимый > благородный, прямой,
откровенный > своевольный, разнузданный, распущенный, распутный’. Иначе
говоря, либерализация в процессе
своего развития чревата опасностью «фазового перехода» от свободы как независимости – к свободе
как разнузданности. Отсюда появление современных пейоративных образований либероид, либераст, собир. либерастня
и обобщающего либерастия, которые
выступают как своеобразный «лингвокультурный сигнал» об опасности игнорирования
границ приемлемого в проявлениях личной и общественной свободы.
Цель данной работы – показать,
что опасности либерализма в его гипертрофированном развитии были вполне
очевидны для таких проницательных людей, как Петр Андреевич Вяземский
(1792–1878), еще в XIX веке,
что явствует, в частности, из основного предмета внимания в данной статье –
особенностей словоупотребления сущ. либерал
и прил. либеральный в его поэтических
произведениях.
Истоки либерализма – и в его позитивной, и
в ультралиберальной проекциях – в формуле Человек
есть мера всех вещей. Но человек – явление сложное. По святоотеческому учению, в предельно сжатой формулировке –
трихотомия: тело, душа, дух, – где дух – «высшая часть души, направленная на общение с Богом,
наделенная бессмертием» [16, с. 132]. Существо динамической связи между
душой и телом, которая явственно просматривается в деятельности человека: «Если
душа стремится к богоугодной жизни, то утончается, то есть одухотворяются и
душа, и тело человека, и наоборот, если человек привязывается ко греху, то
грубеет и телом, и душой…» [11, с. 54]. Блаженный Августин в «Исповеди» о людях,
злоупотребляющих свободой, писал: «Злоупотребляя дозволенным или желая
недозволенного <…> они идут против рожна <…> порвав с человеческим
сообществом, они замыкаются в сектах и толках <…> но вместо ожидаемой
свободы попадают в зависимость от своих привязанностей и своей неприязни» [1,
с. 447–448].
Отсюда вопрос: чтó именно в
человеке как «мере всех вещей» является мерой
– и «всех вещей», и его самого? Витальное («тело»), социальное («душа»)
или бытийное (дух)? Вяземский глубоко ухватил опасность либерализма в его
гипертрофированном развитии: отвергая Бога и духовное начало в человеке как
основополагающее, либерализм с самого своего появления «мерой всех вещей» признавал
прихоти человеческой витальности и социальности, прежде всего, жажду
удовольствий, личной власти и людской славы.
Лексемы либерал и либеральный
наличествуют в десяти стихотворениях Вяземского. Показательно, что в советское
время было опубликовано лишь два из этих десяти, остальные восемь представлены
лишь в дореволюционном (1878–1896) Полном собрании сочинений [7]. Такая
избирательность с несомненностью обусловлена остро критическим отношением
зрелого Вяземского к либерализму – с одной стороны, как социально-политическому
учению, с другой стороны, как практике личностной, общественной и служебной
самореализации современных ему «либералов». Советская цензура в этом отношении
оказывалась по-своему не менее своеобразной, чем царская, ср.: «Русские цензоры
от века были бедой и посмешищем отечественной литературы. Почти по всем
критическим статьям Вяземского прошлись их безжалостные ножницы, а самые острые
стихотворения были опубликованы только через много лет после создания:
“Негодование” – через сто три года, “Петербург” полностью – через сто
семнадцать лет… (Кстати, в советские времена цензура не пропускала уже другие
стихотворения Петра Андреевича – его религиозную лирику)» [4, с. 189].
По данным «Словаря
поэтического языка П. А. Вяземского» [5], сущ. либерал представлено в шести словоупотреблениях, прил. либеральный – в четырех, другие лексемы
с данным корнем (например, либерализм,
либералист) не представлены. Девять из десяти словоупотреблений приходится
на заключительный, итоговый период творчества (1856–1878), в начальном этапе
(1810–1837) – лишь одно (ирон. табакерка
либеральная), в среднем периоде (1838–1855) – ни одного.
Все словоупотребления итогового периода
несут пейоративную либо ироничную коннотацию – по отношению к либералам как
носителям специфического образа мыслей и каузируемого им стиля жизни,
взаимоотношений с окружающими. Кратко процитируем
(здесь и далее курсив в цитатах мой. – В. В.):
- «У них
на всё есть лозунг строгой / Под либеральным
их клеймом…»; «…Не вижу разницы большой / Между холопством либеральным / И всякой барщиной другой» («Послушать: век наш – век
свободы…», 1860);
- «Юлит
он мухой либеральной…» («Добчинский
гласности, он хочет…», из цикла «Заметки», 1862);
- «Прихвостников найдешь и в ложных либералах…» («Вы гласность любите, но в
одиночку, с правом…», 1861);
- «Напрасно
мыслишь ты, прекрасный либерал, / Что
от толпы вперед далеко ты удрал» («Одному из многих», из цикла «Заметки»,
1863»);
- «Двуличный
либерал с улыбкой сладко-кислой…»
(«Оправдание», 1863);
- «Либерал, чинов поклонник, / Чрезполосная душа…» («Всех образчиков, всех красок…», 1875);
- «…шляется мишурным либералом…» («С его ль душонкою свободе цену знать?», из цикла
«Заметки», 1876);
- «“Скажи,
как мог попасть ты в либералы?”»
(«“Скажи…”», из цикла «Заметки», 1876).
Исключение составляет словоупотребление
1820-го года, ироничная коннотация которого связана с отношением Вяземского не
к либералам как особому человеческому типу, а к месту либеральных воззрений в
российской внутренней политике второй половины 10-х годов XIX века (о «табакерке либеральной»).
В 1820 году Вяземский посылает Николаю
Тургеневу исписанную конституционными лозунгами французскую табакерку с
приложением шутливого поэтического послания «Во имя хартии, свободы…»,
получившего известность как «Табашное послание»: «Во имя хартии, свободы
<…> Сей табакеркой либеральной
/ Я нос ваш антифеодальный / Хочу потешить и почтить»
[9, с. 142–143].
Прокламируемое назначение
табакерки – использовать ее как метафорический носитель либеральных идей,
предлагать из нее «нюхать» эти идеи всем, кто имеет отношение к российской
элите, прежде всего к официальной власти. Вся основная часть послания – пространный
перечень потенциальных адресатов: сенаторы, члены «Английского клоба»,
губернаторы и «виц», «государственные чины», «баричи», «витии» и т. д.
Кольцевая композиция: от начальной иронической надежды («…Авось целительным
чиханьем / Удастся их очистить мозг…») – к финальному пожеланию: «О, отчихните
в добрый час / Всю дрянь, что накопилась в вас, / И мы вам “Здравствуй!” грянем
хором».
Что именно следует
«отчихнуть», каково конкретное содержание «табакерки либеральной», послание не
раскрывает, – в силу очевидности и того, и другого.
Во-первых, очевидно существо
либеральных идей, носителем которых в те годы был, как типичный представитель
передовой части своего поколения, и Вяземский. По точной характеристике
В.В. Бондаренко: «Это русский молодой либерал, из знатного рода, в силу
этого приближенный ко двору и дающий “уроки царям” <…> сторонник
государства сильного, монархического, но просвещенного, обладающего на
европейский лад атрибутами некоторой демократии. Он противник “варварства” – крепостного права, гуманный помещик, облегчающий участь
своих крестьян, сторонник просвещения, ибо “где просвещенье – там добро”» [4, с. 127].
Во-вторых, в тот же день, что
и «Табашное послание», 13 ноября 1820 года Вяземский завершает программное для
него обличительное «Негодование» («вершина политической лирики Вяземского» [12,
с. 474]), в котором существо своих взглядов раскрывает развернуто и остро.
По смыслам названия и ключевого словосочетания: негодование – на что? либеральная табакерка – насмешка – над чем? Судя по историко-биографическим обстоятельствам,
негодование, досаду, насмешку вызывает у Вяземского то, что обновление
государственного устройства России на конституционной основе (подготовка текста
Государственной уставной грамоты) оказалось замороженным, что надежды на
обновление – пустое, бессмысленное дело, как нюханье табака. Учитывая, что, по
оценкам И.Е. Прохоровой, понятие «либерализм» в России второй половины
10-х годов «использовалось и толковалось именно в плане умеренных
конституционных реформ» [13, с. 78], то и конституционные реформы (разработка
и утверждение Государственной уставной грамоты) для России тоже пустое,
бессмысленное дело. И негодование, и надежды тонут в пустословии, либерально
забалтываются; в результате: «Существенной особенностью позиции Вяземского в 1818 г . является
начало расхождения его не только с реакционными, но и с либеральными
тенденциями правительственного курса» [12, с. 444].
Таким образом, наиболее
вероятное прочтение метафорического смысла словосочетания либеральная табакерка: «либерализм с его надеждами – пустое
словесное баловство», следовательно, «отчихнуть» надо бы не только «старое»,
консервативно-реакционное, но вместе с ним и «новое», болтливо-либеральное,
своим безответственным пустословием по-своему вредное и опасное.
Прозрение о существе и
опасностях российского либерализма, лишь смутно просматривающееся в насмешке
над табакеркой либеральной с ее
конституционными лозунгами, подробнее развивается Вяземским через сорок лет – в
начале 1860-х, затем в середине 1870-х годов.
Совокупность текстов с
рассматриваемыми словоупотреблениями по смысловой цельности образует, условно
говоря, единый «рассыпанный антилиберальный цикл». В чем именно «анти-либеральный»? В рассматриваемом
корпусе текстов никак – ни в позитивном, ни в негативном ключе – не фиксируются
такие базовые компоненты либерального мировоззрения, как священный характер
частной собственности, приоритет рыночных отношений, разделение властей и др.,
– внимание Вяземского приковано лишь к тем вопросам свободы и прав человека и свободы
слова, явствующим, в частности, из Конституции Франции («Декларации
прав человека и гражданина» 1791 года), либеральная практика реализации которых
в России приводит к новой форме авторитаризма – идейного, мировоззренческого,
затем социального, субъектом которого выступает формирующееся «гражданское
общество» как совокупность «образованных людей», разносословной
«интеллигенции». Еще нет в России официально принятой конституции, но либералы
уже активно злоупотребляют – в своих групповых и личных интересах – свободами
личности и свободой слова, фактически лишая этих свобод тех, кто оказывается не
входящим в неформальное либеральное сообщество, де-факто узурпируют свободу.
Пафос обличения либерализма
как мировоззрения и «мироповедения» тоталитарного толка, с его претензией на
абсолютную истину, на полное, авторитарное групповое доминирование, – сквозной
для всего «цикла» – оказывается, с современных позиций, с рубежа XX–XXI веков, тревожным поэтическим
пророчеством, ср. характерную современную оценку: «Либералы по вывеске часто в
жизни страдают самовлюбленной авторитарностью, жаждой власти и манией рулить, а
то и просто банальным карьеризмом. Они больше заняты собой – но хотят, чтобы их
при этом любили другие» [14]. Точно как по отношению к нашим дням, так и по
отношению к общему пафосу «цикла» Вяземского.
Начальное стихотворение
«цикла» – «Послушать: век наш – век свободы…» (1860) [9, с. 360–361].
Вчитаемся в ключевые элементы.
Полемически-обличительный
пафос задается двумя инициальными строфами: «Послушать: век наш – век свободы, / А в сущность глубже
загляни – / Свободных мыслей коноводы / Восточным деспотам сродни. // У них два
веса, два мерила, / Двоякий взгляд,
двоякий суд: / Себе дается власть и сила, / Своих наверх, других под спуд».
Основания полемики: словосочетание век
свободы в дискурсе «прогрессистов» (по В. И. Далю, в политическом
смысле прогресс – «взгляд и понятия
или притязанья на полную свободу», прогрессист
– «кто держится этого убежденья» [10, III,
с. 478]) выступает как отсылка к представлениям о «веке либерализма» – о
господствующих в «образованных» слоях либеральных идеях, настроениях,
направляющих не только образ мыслей, но и стиль жизни, способы взаимодействия с
окружающими. Стили и способы социального взаимодействия определяются теми
представлениями о содержании и пределах личной
свободы, которые устанавливает сам «прогрессист», считающий именно свои
цели, интересы, взгляды, образ жизни и т. п. единственно согласными с
духом времени.
В семантической структуре
лексемы свобода налицо
дискриминационный семантический сдвиг: сужение по денотативно-референциальной
отнесенности (сужение объема понятия) при расширении сигнификата (дополнение
содержания понятия). В семантическое представление о потенциальных субъектах
свободы включается дополнительный к ‘человек’ семантический компонент
‘либерально мыслящий’, что в денотативно-референциальной плоскости приводит к
оппозиции «свой – чужой» и практическому выводу: свобода – только для «своих».
У Вяземского эта оппозиция – в энергической контекстуальной векторной
антонимии: «Своих наверх, других под спуд», – с акцентировкой идеи
действенной не только по намерениям, но и по результатам «либеральной» практики
социальной дискриминации.
Вторая строфа детализирует
названную оппозицию. Двоякий взгляд,
двоякий суд… Контекстуальный смысл: всё (выводы, мнения, решения…) разное
по параметру «для своих – для остальных». В современной огласовке – речь о
«двойных стандартах», которые всегда сопровождали человечество, хотя глобальной
коммуникативной практикой – от обиходной до политической – стали лишь в ХХ
веке. У Вяземского ассоциирование либерального
– с двояким пока не выходит за
пределы констатации «либеральных» особенностей межличностных и социальных
отношений.
Результат: свобода, прокламируемая
«прогрессистами», оказывается в либеральном дискурсе симулякром – словесным
фантиком, фантомом, а в социальной практике – новой, «либеральной» формой деспотизма,
причем деспотизма тотального (= всеохватывающего, тоталитарного), с
его претензией на полное господство не только над витальностью (как жить), но и
над умами и душами (как думать и чувствовать). «Свобода слова» в либеральном
прочтении: говорить / писать можно что угодно, но только то, что принято в
либеральных кругах – у либералов как якобы самых передовых и прогрессивных
людей эпохи. «Свобода слова» – тоже пустая обертка, симулякр.
Мотив нового – «либерального»
– рабства особо маркирован словосочетанием либеральное
клеймо, недвусмысленно отсылающим к представлениям о рабстве (клеймо – «знак, налагаемый на предметы, метка,
печать» [10, II, с. 116], знак
собственности): «У них на всё есть лозунг строгой / Под либеральным их клеймом: / Не
смей идти своей дорогой, / Не смей
ты жить своим умом. // Когда кого они прославят, / Пред тем – колена преклони. / Кого они опалой давят, /
Того и ты за них лягни».
Мотив рабства развивается в
энергичной несобственно-прямой речи условного либерала, в нанизывании
побуждений (не смей, не смей, преклони,
лягни), далее в горьком обобщении относительно содержания той новой
«свободы», которую несут новые лидеры мнений: «Свобода – превращеньем роли – / На их условном языке / Есть
отреченье личной воли, / Чтоб быть винтом в паровике; // Быть попугаем
однозвучным, / Который, весь оторопев, / Твердит с усердием докучным / Ему
насвистанный напев».
Финальная строфа убежденно
констатирует тождество крепостного рабства и нового «холопства»: «Скажу с
сознанием печальным: / Не вижу разницы большой / Между холопством либеральным / И всякой барщиной другой».
Мотивы, заявленные в этом
программном для всего «антилиберального» цикла стихотворении, в дальнейшем лишь
развиваются, в существе своем не изменяясь: «либеральная» практика реализации
«свободы слова», каузируемая установкой на тотальное доминирование в печати и
обществе, идейная нетерпимость, неприкрытая и жесткая цензура мнений,
приправленная собственным «либеральным» страхом прослыть ретроградом, не
вписаться в общий «прогрессистский» хор.
К середине XIX в. широкое распространение
получает сущ. гласность, – вместе с
самим феноменом гласности. Поскольку параллель с советской «перестройкой» конца
1980-х годов очевидна, воспользуемся современным толкованием: «Гласность… Открытая и полная информация
о деятельности государственных, общественных и т. п. структур и
возможность ее свободного обсуждения как одна из отличительных черт процесса
демократизации общества периода перестройки. Уровень гласности. Принцип гласности. Политика гласности» [18,
с. 248]. Словарь 1847 года дает аналогичное, только лишь сжатое
толкование: «Гласный… Известный,
явный. Гласное дело»; «Гласность… Свойство гласного;
известность. Гласность дела не позволяет
скрыть его поступков» [17, I,
с. 264]. Аналогично у В.И. Даля: «Гласность… известность,
общеизвестность чего, оглашение, огласка» [10, I, с. 354].
Что такое гласность для либералов? Этот вопрос – центральный в стихотворении
«Вы гласность любите, но в одиночку, с правом…» (1861) [7, XI, с. 389–390]: «Вы гласность любите, но в одиночку, с
правом, / Чтоб голос ваш один руководил толпу; / Но голосу других, драконовским
уставом, / Нет места в гласности у
вас на откупу». Смысл цитированной строфы: гласность
как «возможность свободного изъявления мнений, сообщения различных сведений» –
не для всех, – только для тех, кто у руля процессов гласности: «Неволи худшей
нет – свободы по заказу, / Когда во
славу ей и мнению в чести, / Так, а не иначе – велят и видеть глазу, / Так, а
не иначе – устами речь вести».
Как видим, в «либеральном»
дискурсе сущ. гласность используется
с тем же денотативно-референциальным семантическим сдвигом, что и свобода: гласность – только для себя и
«своих». Значит, те же пороки, что и без «прогресса»: угодничество,
беспринципность из соображений выгоды и карьеры. Это «ложные либералы»,
угодническое нутро у них прежнее: «Прихвостников
найдешь и в ложных либералах; / Но
держатся они не прежнего хвоста – / Неурожая нет в льстецах и подлипалах; / Но
их прием не тот и вывеска не та». Хлёсткое ключевое слово – прихвостник, по В.И. Далю: «Прихвостник…
и прихвостень…
безотвязный провожатый чей, следователь и угодник, искательный поклонник;
безгласный провожатый, для услуг. Записался
в прихвостни, так вперед не забегай» [10, III, с. 456]. Тяга к политической,
идейной стадности органично переплетается с соображениями личной выгоды.
Вывод: гласность для либералов
– инструмент тоталитарной власти над умами, цензура любого публичного слова.
Заметим: либеральный идейный тоталитаризм – сущность, с одной стороны, любого
либерала, с другой – любого революционера, – в точном соответствии с семантикой
существительного тоталитаризм; по
словарному толкованию, тоталитаризм – не обязательно «форма
государственного устройства, основанного на насилии, диктате, полном контроле
государства за всеми сторонами жизни личности при отсутствии демократических
прав, свобод и т. п.» (1-е значение), но и (2-е значение) «ограничение свободы
действий и мысли в различных сферах жизни; жесткий диктат определенных устоев,
норм. Идеологический тоталитаризм.
Тоталитаризм творчества. Тоталитаризм мышления» [18, с. 991].
Применительно к рассматриваемым текстам Вяземского: диктат либеральных устоев, под которыми либералы понимают максимально возможное расширение своих прав, – при небрежении правами других, при злоупотреблении своими правами в целях подавления прав других, мыслящих и живущих иначе.
Это «гнилой либерализм», – по выражению
М.Е. Салтыкова-Щедрина, из его близкой по времени Вяземскому книги очерков «В
среде умеренности и аккуратности» (1878). Думается, Вяземский согласился бы с
позицией сатирика: «Мы <…> поставили себе задачей во что бы то ни стало
раскрыть публике глаза и выставить перед нею в надлежащем свете истинные
достоинства <…> гнилого либерализма…» [15, с. 75].
«Гнилой либерализм» (если по Вяземскому,
«маска», «мишурный» либерализм) в лице господ, ему следующих, требует только прав и только для себя, но игнорирует
моральные и социальные обязанности,
следует личной свободе как принципу нравственно и духовно безответственного
выбора, определяющегося соображениями субъективно-«партийного» произвола,
сводящегося к интенциям выгоды, удобства, наслаждения социальными
преимуществами и связанными с ними витальными благами. Мотив такого – мнимого,
фарисейского – либерализма у Вяземского маркируется разнообразными языковыми
средствами, складывающимися в ряд разноуровневых контекстуальных квазисинонимов
с общим смыслом ‘лицемерие’, словесно опредмечиваюшимся лексемами маска, двуличие и семантически смежными
с ними языковыми единицами, ср.:
- «Юлит он мухой
либеральной / И высоко задрав свой нос» («Добчинский
гласности, он хочет…» [7, XI, с. 431]);
- «Двуличный либерал с улыбкой сладко-кислой, / Смиренник у себя и злой крикун
над Вислой, / Кудряво расцветив увертливую речь, / Не прочь Европу он из края в
край зажечь, / Чтоб греясь пред огнем, в приличном расстояньи, / Народам
толковать об их преуспеяньи» («Оправдание» [7,
XII, с. 19]);
- «С его
ли душонкою свободе цену знать? / Вот он и шляется мишурным либералом, /
Боится красным быть, чтоб не пугалась знать, / И пишет под тишком статьи в
журнале алом» («С его ль душонкою…» [7, XII, с. 529]);
- «“Скажи,
как мог попасть ты в либералы?” / Да
так пришлось, судьбы не победить: / Нет ни гроша, к тому ж и чин мой малый, /
Так чем же мне прикажете мне быть?» («“Скажи…”» [7, XII, с. 529]).
Наиболее энергично и детализованно мотив
двуличности – на основе характерологической метафоры маски как центральной – разрабатывается в стихотворении «Всех образчиков, всех красок…» (1875) [8, с. 402]):
Всех
образчиков, всех красок
Он
живой лоскутный ряд:
Нет
лица, но много масок,
Всюду
взятых напрокат.
Либерал,
чинов поклонник,
Чрезполосная
душа,
С
правым он его сторонник,
С
левым он и сам левша.
В трех
строках его вся повесть:
И
торгаш, и арлекин,
На вес
продает он совесть,
Убежденья
– на аршин.
Лаконичный, хлёсткий, обильный точными и
яркими образами текст. Практически каждое слово просит комментариев, – обратим
внимание только на центральный, сквозной мотив: «либерал» – это человек, не
поддающийся положительному определению, только через отрицание или исчисление
набора несовместимых вариантов, человек без своего лица, без совести и без
убеждений, лоскутное собрание чужих масок. В ментальном отношении либерал –
это, как говорят ныне, существо с «клиповым мышлением», складывающимся из
произвольно, «к случаю» сопрягаемых заемных мыслей и образов. В социальных
контактах – «лоскутный ряд» подобранных на разные вкусы фраз и коммуникативных
реакций.
Важно отметить: либерализм
1860–1870-х годов, к которым относятся рассматриваемые тексты Вяземского, – это
не романтический либерализм его молодости. Сошлёмся на И.С. Тургенева,
фрагмент речи, произнесенной на данном в его честь обеде в «Эрмитаже» 6/18
марта 1879 г .:
«Это слово “либерал” в последнее время несколько опошлилось, и не без причины.
Теперь, когда всё указывает на то, что мы стоим накануне хотя близкого и
законно правильного, но значительного перестроя общественной жизни, это слово
является чем-то неопределенным и шатким. Кто им, подумаешь, не прикрывается! Но
в наше, в мое молодое время, когда еще помину не было о политической жизни, слово
“либерал” означало протест против всего темного и притеснительного, означало
уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и наконец – пуще
всего – означало любовь к народу…» [19, с. 336].
Понимание, что с либерализмом
– как реальной практикой жизнестроительства – «что-то не так», у Вяземского
появилось значительно раньше, еще на исходе 1810-х годов, – по общечеловеческой
закономерности: от романтического бунтарства молодости – к вдумчивой зрелости.
Либерализм как романтическая мечта о свободном самораскрытии личности в ее
лучших качествах уместен в юности, которая еще не знает, что свободу нельзя отделять от ответственности. Понимание необходимости
ответственной свободы – перед
обществом, народом, государством, наконец, перед Богом – приходит с годами.
В этом отношении Вяземского
следует поставить в один ряд с Пушкиным, об эволюции социально-политических
взглядов которого имеются характерные свидетельства, – в частности,
воспоминания графа Струтынского, изданные в Кракове в 1873 году (под
псевдонимом Юлий Сас), о беседе Императора Николая I с Пушкиным в Чудовом
монастыре 18 сентября 1826 года. «Молодость, – сказал Пушкин, – это горячка,
безумие, напасть. Ее побуждения обычно бывают благородны, в нравственном смысле
даже возвышенны, но чаще всего ведут к великой глупости, а то и к большой вине.
Вы, вероятно, знаете <…> я считался либералом, революционером,
конспиратором, – словом, одним из самых упорных врагов монархизма и в
особенности самодержавия. Таков я и был в действительности. <…> Мне
казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая власть – насилие, каждый
монарх – угнетатель, тиран своей страны… <…> Но всему своя пора и свой
срок <…> время изменило лихорадочный бред молодости. Все ребяческое
слетело прочь. Все порочное исчезло. Сердце заговорило с умом словами небесного
откровения, и послушный спасительному призыву ум вдруг опомнился, успокоился,
усмирился; и когда я осмотрелся кругом, когда внимательнее, глубже вникнул в
видимое, – я понял, что казавшееся доныне правдой было ложью, чтимое – заблуждением,
а цели, которые я себе ставил, грозили
преступлением, падением, позором! Я понял, что абсолютная свобода, не
ограниченная никаким божеским законом, никакими общественными устоями, та
свобода, о которой мечтают и краснобайствуют молокососы или сумасшедшие,
невозможна, а если бы была возможна, то была бы гибельна как для личности, так
и для общества…» [2, с. 331–332].
В унисон Пушкину – в
предназначенной для императора и его ближайшего окружения «Моей исповеди»
(1828) – Вяземский, покаянно подводя итоги молодости, предлагает особую свою
чуткость к социально-политическим процессам поставить на службу государственной
власти: «Когда-то сказал я себе: я думаю, мое дело не действие, а ощущение.
Меня должно держать как комнатный термометр: он не может ни нагреть, ни
освежить покоя, но никто скорее и вернее его не почувствует настоящей
температуры. Могу применить это наблюдение к себе и к службе моей. Я <…>
желал бы просто быть лицом советовательным и указательным, одним словом быть
при человеке истинно государственном – род служебного термометра, который мог
бы ощущать и сообщать. Могу отвечать за подвижность моей ртути: она не знала бы
застоя» [7, II, с. 85].
Подведём итоги.
Словоупотребления лексем либерал и либеральный в поэзии Вяземского немногочисленны, но показательны, в
них отчетливо проявляется профетическая интуиция поэта и мыслителя, все
явственнее оправдывающаяся в наши дни. К рубежу XX–XXI веков
выяснилось: агрессивно-эгоистическая либеральная «демократия» пытается
ввергнуть весь мир в новое – ментальное, а вслед за ним и во все другие виды
рабства. Либеральный проект в его гипертрофированном развитии – это лишенная
духовно-нравственных основ мировоззренческая и социально-политическая система,
в центре которой – индивидуально-групповое «я», поставляемое на место Бога и
законной власти; система, обеспечивающая возможность субъективно-«партийного»
произвола агрессивно-беспринципных лиц и групп.
Вяземский оказывается в оппозиции этому
проекту, – как чуткий «термометр», предугадывает: от разрушения отдельной
личности, зараженной интенциями личной безответственной свободы, до разрушения
всеобщего – недалеко. Позитивный пафос Вяземского терминологически кратко можно
охарактеризовать как либерально-консервативный – по
словарному толкованию, «относящийся к традиционному либерализму; основанный на
его принципах» [18, с. 538], лирический герой предстает, условно говоря,
как «либеральный, свободный
консерватор», который – именно в силу своего либерализма следуя принципу свободы личного выбора, – выбирает консерватизм, а вместе с ним –
принцип ответственного – перед Богом, людьми и самим собой – выбора и всего
остального.
Список
литературы
1.
Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат.
Минск: Харвест, 2011. 1280 с.
2.
Башилов
Б. История русского масонства. М.: Энц. рус. цивилизации, 2003. 640 с.
3.
Большая актуальная политическая энциклопедия: Настольная книга
современного политика: 1000 актуальных понятий современной политической жизни /
ред.-сост. А. В. Беляков, О. А.
Матвейчев. М.: Эксмо, 2009. 424 с.
4.
Бондаренко
В. В. Вяземский. М.: Молодая гвардия, 2014. 680 с.
5.
Васильев Н. Л., Жаткин Д. Н. Словарь поэтического языка
П. А. Вяземского (с приложением малоизвестных и неопубликованных его
стихотворений). М.: Флинта: Наука, 2015. 424 с.
6.
Волков
В. В. О фазовых переходах в лингвоконцептосфере (художественное, политическое и
религиозное сознание) // Функционирование языка в социуме, тексте,
индивидуальном сознании: колл. монография. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2018.
С. 72–88.
7.
Вяземский П. А. Полное собрание сочинений: в 12 т. СПб.:
Изд-е графа С. Д. Шереметева,
1878–1896.
8.
Вяземский П. А. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1958. 507 с.
9.
Вяземский П. А. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1986.
544 с.
10.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4
т. М.: Рус. яз., 1999.
11.
Леонов В., прот. Основы православной антропологии: учеб. пособие.
М.: Изд-во Моск. Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. 456 с.
12.
Лотман Ю. М. П. А. Вяземский и движение декабристов // Лотман Ю. М.
О русской литературе. Статьи и исследования (1958–1993). История русской прозы.
Теория литературы. СПб.: Искусство–СПБ, 1997. С. 413–524.
13.
Прохорова И. Е. Литературно-публицистическая деятельность П. А. Вяземского
«варшавского периода»: развитие либерально-конституционных идей // Вестник
Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 3. С. 74–97.
14.
Рубцов А. Либерализм и либералы
// Знамя. 2003. № 7. [Электронный
ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2003/7/liberalizm-i-liberaly.html (Дата обращения: 11.01.2019.)
15.
Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: в 20 т. М.: Худож. лит.,
1971. Т. 12. 752 с.
16.
Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры. М.:
Астрель: АСТ, 2008. 447 с.
17.
Словарь церковно-славянского и русского языка: В 4 т. СПб.:
Тип. Имп. Акад. Наук, 1847. Т. 1. 415 с.
18.
Толковый словарь русского языка начала XXI века: Актуальная
лексика / под ред. Г. Е. Скляревской.
М.: Эксмо, 2008. 1136 с.
19.
Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1986.
Т. 12. 814 с.
Уважаемый Валерий Вячеславович, спасибо за интересный и актуальный поворот темы!
ОтветитьУдалитьМальцева Татьяна Владимировна
Уважаемый Валерий Вячеславович, благодарю Вас за интересный, очень важный доклад. Пока читала, всё вертелось в голове щедринское "позорное двоегласие", и Вы не забыли упомянуть великого сатирика (всё-таки Тверь!). Благодарю.
ОтветитьУдалитьУважаемый Валерий Вячеславович, спасибо за то, что рассмотрели в таком интересном ракурсе очень актуальную в наше время проблематику!
ОтветитьУдалитьДорогие коллеги!
ОтветитьУдалитьИскренне признателен за одобрение, за совершенно точное прочтение моих намерений.
Именно наблюдение за современными "либералами" (к сожалению, приходится только в кавычках) и понудило меня взяться за эту тему.
Хотелось бы еще рассмотреть и пушкинское "Клеветникам России", но едва ли можно тут сказать что-то новое, разве что внимание привлечь.
В.В. Волков
Уважаемый Валерий Вячеславович! Большое спасибо за столь яркий и актуальный доклад, в связи с которым у меня возникли вопросы:
ОтветитьУдалить1) Разочарование П.А. Вяземского в либерализме было ли каким-то образом связано с последствиями французской революции? Известно, что преобразования в Европе того времени многих в России разочаровали, в частности, Н.В. Гоголя. 2) Буржуазные реформы Александра II оказали ли какое-то влияние на мировоззрение поэта? А с Вашим анализом эволюции взглядов А.С. Пушкина, а главное - их причинами, действительно интересно было бы ознакомиться.